Blancpain создает уникальные декоративные часы для Тайваня, отдавая дань одному из чудес животного мира – формозскому дымчатому леопарду, тесно связанному с культурой и историй острова.
Высокое швейцарское часовое искусство всегда было тесно связано с художественными ремеслами, которые, в свою очередь, во многом черпают вдохновение в живой природе -ведь что может быть красивее и совершеннее. Мануфактура Blancpain производит лимитированные серии часов в коллекции Metiers d’Art, создавая непревзойденные произведения искусства, на этот раз создала уникальные декоративные часы для бутика в Тайване. Вписывая в историю мануфактуры эти шедевры, часовщики одновременно касаются очень тонких тем культурного наследия и посвящают им свое мастерство. Лимитированная серия, о которой мы расскажем, состоит всего из двух моделей часов.
Героем этих уникальных часов стал Формозский дымчатый леопард, вид которого почти исчез в дикой природе. Это грациозное животное издревле являлось для аборигенов Тайваня значимым символом. С дымчатым леопардом связывались духовные, социальные и религиозные аспекты культуры. К сожалению, охота за ценной шкурой и сужение ареала обитания привели к почти полному исчезновению вида, который является эндемиком острова.
Редчайшие декоративные техники для изображения редчайшего из представителей кошачьих
Отдавая дань силе, грациозности и значимости тайваньского леопарда и, опираясь на свой богатый опыт в области производства уникальных декоративных часов, Blancpain принимает решение запечатлеть леопарда на циферблате, используя редчайшие декоративные техники, также во многом уникальные в часовом деле.
Для создания часов с изображениями леопарда были выбраны пять техник, которые используются в мастерских Blancpain Metiers d’Art в Ле Брассю – искусство фарфора, эмалевая живопись, сякудо, гравировка и дамаскинаж. Средой обитания дымчатого леопарда являются деревья, именно в их кронах ему, акробату по природе, легче всего прятаться. Для декорирования и росписи циферблатов был выбран именно такой сюжет.
Фарфор и эмаль
На циферблате первых часов Формозский дымчатый леопард выполнен в технике эмали по фарфору и обрамлен бриллиантами по кругу. Корпус из белого золота имеет диаметр всего 33 мм, что делает работу художника-эмальера еще более сложной ввиду малых размеров циферблата.
Миниатюрная роспись эмалью – одна из многочисленных известных техник эмалирования, которой владеют мастера Blancpain.
Процесс нанесения цветной эмали на фарфоровый и также покрытый эмалью циферблат очень сложен и прерывается длительными фазами сушки и обжига. Циферблат изготавливают из порошка, состоящего из смеси кварца, полевого шпата и каолина. Готовый циферблат дважды подвергают обжигу, сначала при температуре 1000°C, а позже, после нанесения нескольких слоев прозрачной эмали, уже при температуре 1300°C. Таким образом получают прочный, блестящий и полупрозрачный диск.
Одновременно художники готовят эскизы и готовят краски – смесь эмалевого порошка и хвойного масла плюс выбранная палитра цветов.
Далее художник наносит краски на циферблат потрясающе тонкими кисточками, а так как краски тоже являются эмалью, весь процесс сопровождается серией обжигов в печи при температуре 1200°C.
Каждый создаваемый в мастерских Blancpain циферблат уникален и неповторим.
Сякудо, гравировка и дамаскинаж
Вторые часы изготовлены в корпусе из красного золота и имеют диаметр 45 мм. Техники, в которых выполнен циферблат этой модели очень редки, а Blancpain является единственной мануфактурой в мире, которая практикует их сочетание.
Сякудо – это древнее искусство родом из Японии. Японские самураи украшали свои катаны с помощью этого искусства. Древняя техника позволяет затемнить естественный цвет металла, золотого или медного сплава, и придать ему оттенки черного или серого цвета. Это делается путем многократного погружения металлической заготовки в химическую ванную, содержащую ацетат меди серовато-зеленого цвета – рокушо, для постепенного получения желаемого оттенка на поверхности металла. Когда мастер решает, что идеальный оттенок получен, процесс сякудо заканчивается. Ноу-хау Blancpain заключается в том, что они сочетают эту по сути самостоятельную технику с другими художественными приемами, такими как гравировка, дамаскинаж и резьба.
Работа по созданию циферблата с формозским дымчатым леопардом начиналась с наброска позы животного и заднего плана сначала на бумаге. Затем утвержденный эскиз переносят на металлический диск.
Все предметы переднего плана представляют собой аппликации из золота, с нанесенной на них тончайшей гравировкой. Эти аппликации также отдельно обрабатывают при помощи техники сякудо различными соляными расстворами, для получения особых цветовых эффектов, чтобы подчеркнуть богатство пятнистого меха кошки. К самому циферблату они прикрепляются позже на очень тонких штифтах.
Для придания мини-гравюре еще большего эффекта объемности технику сякудо дополняют техникой дамаскинажа.
Исторически многие объекты сякудо отделывались именно дамаскинажем. Для этого на поверхности металла делаются тонкие бороздки, в которые заковываются тончайшие нити мягкого и яркого золота, для придания особых акцентов. На последнем этапе вся эта металлическая картина тщательно заполировывается.
Глядя на эти совершенные произведения искусства, в которых воплощаются и мастерство и уникальность и сожаление об утраченном, невольно погружаешься те далекие времена, когда наш мир был совсем другим и то, что кажется удивительным и редким сегодня существовало самым естественным образом. Подобные художественные проекты призваны обратить внимание на чудеса, которые могут исчезнуть навсегда – чудеса животного мира и чудеса мира рукотворного. Blancpain делают это в присущей им манере, выражая проблемы современного мира через высочайшее искусство, которым они обладают.
◊